Фрикцион и все-все-все. Вспомогательные системы безынерционных катушек

Абсолютное большинство современных способов ловли немыслимы без применения соответствующей рыболовной катушки. Функций, которые она выполняет, великое множество – это и хранение запаса лески, и возможность выполнения дальнего заброса, и осуществление проводки и анимации приманки, и помощь в вываживании рыбы. Долгое время наиболее популярными были классические инерционные катушки, барабан которых вращается при забросе и выматывании. И лишь к восьмидесятым годам прошлого столетия все чаще стали появляться катушки безынерционные – простые и удобные механизмы, совладать с которыми мог практически каждый рыболов. Много воды утекло с тех пор, закрытая конструкция шпули канула в лета, а конструкция механизма дополнилась множеством различных вспомогательных систем. Именно о них и пойдет наш сегодняшний разговор.

Какие системы применяются в современных безынерционных катушках?

Для тех, кто несведущ в рыбалке и выбирает лишь первую в своей жизни безынерционную катушку, сам факт наличия различных вспомогательных систем может стать самым настоящим откровением. Еще больше удивиться покупатель, узнав, что некоторые из них не просто помогают рыболову в выполнении определенных задач, но являют собой фундамент, на котором базируются определенные способы ловли. Именно по этой причине их наличию следует уделять особое внимание тем, кто, к примеру, собирается увлечься троллингом, фидером или же карпфишингом.

Фрикционный тормоз

Первые безынерционные катушки появлялись на свет с зафиксированной шпулей, что исключало возможность стравливания лески вслед клюнувшей рыбе. В дальнейшем появился прообраз современного фрикциона, который в большинстве случаев настраивался при помощи специальной металлической звезды в районе рукояти. К нынешнему, всем известному виду, производители пришли к восьмидесятым годам прошлого столетия, и именно с тех пор регулировочный узел фрикционного тормоза размещается либо в шпуле, фиксируясь при этом зажимным винтом, либо же в задней части катушки и настраивается при помощи зажимной шайбы. От том, какой тип фрикционного тормоза выбрать, «Магазин Рыбака» рассказывал в одной из предшествующих статей.

Фрикционный тормоз крайне важен для тех рыболовов, которые вынуждены ловить крупную и осторожную рыбу с использованием тонких и деликатных оснасток – именно благодаря нему трофей не в состоянии оборвать поводок во время вываживания. Чем шире диапазон регулировки тормоза – тем разнообразнее возможности рыболова и перечень применяемых снастей и оснасток.

Байтраннер

Появлению данной системы на свет в далеких восьмидесятых годах прошлого столетия обязан такой способ ловли, как карпфишинг. Именно тогда инженеры японских компаний задумались над тем, как обеспечить возможность свободного схода лески во время поклевки рыбы, не меняя настройки фрикциона. По сути, единственно верным решением было отключить основной привод шпули во время ожидания поклевки и подключать его вновь во время вываживания. Полученная система получила название baitrunner, что в дословном переводе с английского, означает «бегущая оснастка». В совокупности с принципом самозасечки, именно данный тип и лег в основу карпфишинга – после того, как рыба засеклась и пытается скрыться, катушка не должна препятствовать ее движению, иначе сильный карп неминуемо утащит снасть в воду. Для этой цели на задней части катушки применяется специальный рычажок, включающий систему в действие и позволяющий шпуле с леской свободно вращаться. Взяв в руки удилище, рыболов совершает половину оборота рукояти, и система автоматически отключается, после чего в бой вступает фрикцион, настроенный на разрывную нагрузку поводка.

Кому пригодится безынерционная катушка с байтраннером? В первую очередь, карпятникам, а также любителям фидерной ловли на оснастки типа флэт и метод. Во-вторых, адептам классической донной ловли на стоячих и медленнотекущих водоемах. В третьих, щукарям и судачатникам, которые охотятся за трофейной рыбой с живцовыми оснастками – именно правильно настроенный байтраннер обеспечивает возможность заглотить наживку, не почувствовав крючок.

«Быстрый» фрикцион

Fightin’ drag, quick drag, флажковый тормоз – как только не именуют данную систему производители, однако принцип действия ее идентичен в большинстве случаев. Представляет собой специальный регулирующий механизм, работающий отдельно от основного тормоза и позволяющий точечно дозировать усилие срабатывания во время вываживания рыбы – существенно ослаблять либо, наоборот, зажимать тормоз. В качестве регулировочного узла используется так называемый «флажок», если речь идет о катушках с задним фрикционом, либо же дополнительный регулировочный винт, которым оборудованы катушки с передним фрикционом.

В первую очередь, катушки с быстрым фрикционом востребованы у любителей трофейной рыбалки – троллингистов, доночников, фидеристов. После поклевки крупной рыбы очень часто приходится «играть» фрикционом, балансируя на грани фола и подстраивая усилие срабатывания под поведение трофея. Полезен быстрый тормоз и при темповой ловле с тяжелыми кормушками и тонкими поводками: достаточно подзажать его перед забросом – и вероятность проворота шпули и пореза пальца как следствие сводится к минимуму. Полезная штука!

Вверх